Образовательная программа

 

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования  

 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

 

Программа принята к реализации

педагогическим советом

МБУДО «МЦДОД»

Протокол № ___

«____»  __________ 2015 г.                  

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБУДО  «МЦДОД»

________О.Б. Тарануха

«___»  ___________ 2015 г.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

на 2015-2018 г.

 

 

 

 

 

Оренбург

 

                                           Содержание        

1.

Информационно - аналитические данные об учреждении дополнительного образования детей

3

2.

Цель, задачи и методология организации деятельности

4

3.

Направления деятельности

8

4.

Учебный план

11

5.

Организационно-педагогические условия

14

6.

Программное обеспечение

18

7.

Модель выпускника МБУДО «МЦДОД»

25

8.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса

27

  1. ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Паспорт образовательной программы МБУДО «МЦДОД».

Полное название

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

Статус

Учреждение дополнительного образования детей

Год основания

Март, 1998 г.

Юридический адрес

460021,  город Оренбург, проезд Светлый, дом 10

Учредители

Администрация МО «город Оренбург», в лице управления образования администрации города Оренбурга

Электронный адрес

mslavyane@mail.ru

Контактный телефон

Тел. 8 (3532) 33-33-89, 37-46-43

Сайт

http://slavsoren./ru

Краткая аннотация программы

Образовательная программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий концепцию деятельности учреждения, содержательную и организационную характеристики деятельности учреждения дополнительного образования детей.

         В разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, иные Законы и нормативные акты, постановления и распоряжения, Устав учреждения.

Данная программа  обеспечивает личностное развитие, создает условия для профессионального самоопределения и творческого досуга детей, помогает адаптации их к жизни в обществе; предполагает формирование общей культуры; организацию содержательного досуга; способствует удовлетворению потребностей детей в занятиях, в общении.

Настоящая программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» – многопрофильное учреждение дополнительного образования, занимающееся образовательной, воспитательной и досуговой деятельностью  на основе реализации принципов педагогики и личностно-ориентированной методологии.

Деятельность МБУДО «МЦДОД» основана на нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность учреждения дополнительного образования. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, дополнительное образование детей направленно на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

  Предметом деятельности «Многопрофильного центра дополнительного образования детей» является дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Цель деятельности МБУДО «МЦДОД» - формирование развитой, социально-активной, творческой, конкурентоспособной личности в соответствии с современными государственными и социальными установками.

Основными задачами МБУДО «МЦДОД» являются:

  • организация образовательного процесса;
  • создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка;
  • организация содержательного досуга детей;
  • выявление талантливых детей в различных областях творчества и помощь им в развитии своих способностей и получении знаний;
  • адаптация личности к жизни в обществе;
  • воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к культурному наследию;
  • поиск инновационных педагогических технологий, разработка и реализация нетрадиционных образовательных программ, учебных планов, пособий, технологий образования детей;
  • творческая ориентация детей дошкольного возраста;
  • организация методической деятельности по
    обобщению, апробации, пропаганде и внедрению достижений в области художественного, туристско-краеведческого, социально-педагогического, физкультурно-спортивного воспитания детей и подростков.

Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

         Ценность дополнительного образования, реализуемого в МБУДО «МЦДОД», в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и способствует профессиональному самоопределению детей, реализации их сил, знаний, полученных в образовательных учреждениях.

Реализуемая система дополнительного образования выступает, прежде всего, как исполнитель «заказа» семьи и ребёнка в реализации  жизненно важных запросов детей, подчиняющаяся общим закономерностям и государственным требованиям, основным из которых является ответственность за развитие личности ребёнка.

Создание дополнительных пространств самореализации личности гарантирует предоставление детям возможности выбора:

  • видов и форм творческой деятельности;
  • дополнительного образования детей во внеурочное время;
  • самореализации личности;
  • участия в деятельности различных детских творческих объединений;
  • различных массовых мероприятий, организуемых на базе учреждения с целью воспитания школьников.

 Задачи педагогов дополнительного образования МБУДО «МЦДОД»:

  1. Реализация социального заказа общества, потребностей и интересов детей.
  2. Осуществление личностно-ориентированного подхода к ребенку.
  3. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории обучающегося.
  4. Развитие совместной творческой деятельности.
  5. Осуществление образовательной деятельности.
  6. Реализация программ дополнительного образования.
  7. Разработка критериев оценки работы педагога дополнительного образования.
  8.  Взаимосвязь дополнительного образования и общеобразовательной системы.
  9. Развитие мотивации личности к познанию и творческому, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
  10. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей.
  11.  Социализация и адаптация учащихся  к жизни в обществе.
  12.  Формирование общей культуры учащихся.
  13.  Организация содержательного досуга.

Структурирование системы непрерывного дополнительного образования позволяет рассматривать единое образовательное пространство как интеграцию систем непрерывного базового и непрерывного дополнительного образования. Основные этапы дополнительного образования: обучение, воспитание и развитие человека, учебная деятельность, практическая деятельность.

Принципы дополнительного образования: дополнительность, непрерывность, системность, гуманизация, добровольность, конкурентоспособность, креативность, природосообразность, равенство образовательных способностей, параллельность, вариативность.

           Деятельность МБУДО «МЦДОД» основывается на следующих принципах:

  • гуманистический и патриотический характер образования. Обучающимся прививается чувство любви к Родине, начиная с малой Родины: семьи, города. Главное - занятия в детских творческих объединениях и участие в массовых мероприятиях должны приносить детям радость от открытий, от новых умений, знаний.
  • Доступность дополнительного образования, разнообразие напралений, дает возможность детям развивать свои возможности и творческие способности.
  • Принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравстенного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач).
  • Принцип целостности образа мира (осознание ребенком разнообразных связей мужду объектами и явлениями , формирование умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет).
  • Принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов).
  • Принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования).

        В основе деятельности Центра лежат ценности, наиболее значимые как для педагогического, так и для детского коллективов.

  • рационально-познавательные ценности (Знание, Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Труд, Техника, Цивилизация и т. п.);
  • нравственно-культурные ценности (Красота, Добро, Творчество, Искусство Культура и т.п.);
  • социально-значимые ценности (Семья, Равенство, Справедливость, Демократия, Гражданственность, Отечество, Общество, Земля, Мир и т. п.);
  • индивидуальные ценности (Свобода, Достоинство, Уникальность каждого Человека).

Педагогическим  коллективом Центра выработаны  приоритеты воспитательной  политики:

  • воспитание  бережного отношения к историческому  и  культурному  наследию народов России;
  • развитие национальных  культур;
  • воспитание  патриотов  России, граждан  правового,  демократического, социального  государства;
  • формирование  культуры  мира и  межличностных  отношений;
  • разностороннее и своевременное  развитие  детей  и  молодежи, их  творческих способностей, формирование  навыков  самообразования,  самореализации  личности;
  • формирование  здорового и безопасного образа  жизни.

        НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         МБУДО «МЦДОД» реализует дополнительные образовательные программы  следующих направленностей (профилей) образования:

  • Художественная;
  • Социально-педагогическая;
  • Физкультурно-спортивная;
  • Туристско-краеведческая.

Задачи, стоящие перед объединениями и оценка результата.

Направленности

деятельности

Творческие объединения

и спортивные секции

Основные цели и задачи

Оценка результата

I.

Художественная

 

Театральное объединение «Зеленое небо»

«Юный Журналист»

 

«Фотолаборатория «Волшебный миг»

Хореографический ансамбль «Новый стиль»

 

Вокальный ансамбль

«Музыкальный калейдоскоп»

 

Вокальные группы

«Берег детства»

«Веселые нотки»

Клуб спортивного бального танца «Круг друзей»

 

Студия ИЗО 

 

Ансамбль танца «Лучи солнца»

«Парикмахерское дело»

 

 

«Художественная лепка»

 

«Искусство дефиле»

 

«Забавушка»

 

«Азбука дизайна»

Студия  аксессуаров «Симпатичные мелочи»

   Развитие творческой активности средствами театральной деятельности.

 Овладение навыками журналистского мастерства и развитие у учащихся интереса к изучению гуманитарных дисциплин.

Формирование представлений о фотографии как об искусстве.

Физическое и эстетическое развитие детей при помощи хореографической подготовки.

 

Формирование основ музыкальной культуры младшего школьника в процессе музыкально-творческой деятельности.

 

Приобщение подростков к искусству пения.

 

 

Развитие способности к самовыражению, самореализации и социализации средствами спортивных больных танцев.

Развитие творческой активности средствами рисования.

 Воспитание эстетического мировоззрения через язык и красоту танца.

 Развитие индивидуальных творческих способностей и эстетического вкуса у детей через овладение основами парикмахерского дела.

 Воспитать интерес к данному виду творчества, изучить традиции народного творчества, обучить изготавливать сувениры.

Развитие фантазии и самостоятельности, умение применять  накопленный потенциал знаний и навыков в практической деяте­льности.

Познакомить с традициями народной культуры, обычаями, праздниками  у разных народов.

 Знакомство с истоками декоративно - прикладного искусства.

 Развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность

Городские, областные, всероссийские и

международные конкурсы,

концертная деятельность, технические  зачеты,  открытые занятия, отчетные концерты.

Проведение мастер-классов.

Участие в выставках, ярмарках, конкурсах.

Создание «Галереи творческих  работ».

 

II.

 

Физкультурно-спортивная

Каратэ

Рукопашный бой

Фитнес, аэробика

Настольный теннис

Футбол

Атлетическая гимнастика

Шахматный клуб «Белая ладья»,

 

 

 

- Развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей.

 - Формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

- Формирование физически и духовно здоровой личности средствами рукопашного боя, каратэ.

- Воспитание всесторонне развитой личности с ориентацией на здоровый и безопасный образ жизни.

- Развитие интеллектуальных способностей и коммуникативных возможностей обучающихся посредством обучения игре в шахматы.

Участие в городских, областных, всероссийских и международных соревнованиях.

 

III.

Социально-педагогическая

«Развивающие игры»

«Английский для малышей»

«Говорим правильно»

«Школа взросления»

«Наш проект»

«Заниматика»

«Юный спасатель»

«Праздничный калейдоскоп»

 

Формирование логического мышления, развитие наблюдательности, памяти, воображения.

-Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка путем соединения элементарного предшкольного образования и детского творчества.

Воспитание творческих личностей, социально адаптированных, способных генерировать принципиально новые идеи, готовых к обоснованному выбору профессии, с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и современных потребностей.

Освоение и практическое применение специальных знаний умений и навыков в процессе коллективной творческой деятельности

Участие в городских, областных, всероссийских и международных соревнованиях, конкурсах.

Контрольные и открытые занятия.

IV.

Туристско - краеведческая

«Туризм»

«Мой родной город»

«Школьный музей»

«Мой край родной – Оренбуржье»

«Литературное Оренбуржье»

 

 

- Реализация познавательных интересов и потребностей ребёнка через изучение своей малой и большой Родины средствами краеведения, туризма и экологии.
- Организация и претворение в жизнь посильных социально–значимых дел, акций, ролевых игр, по сохранению и приумножению историко-культурного наследия.
- Создание банка данных форм и методов музейно – краеведческой работы.
-  Модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, в учёбе, делах, общении.
-  Воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну; преданности отчизне, готовности к защите её свободы и независимости.

Участие в городских, областных, всероссийских и международных

соревнованиях, конкурсах, выездных походах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБУДО «МЦДОД»

Учебный план Центра составлен на основе заявок образовательных учреждений города Оренбурга, с учетом заказа учащихся и их родителей, выявленного в результате изучения спроса на дополнительные образовательные услуги.

Учебный план отражает возможности каждого ребенка развиваться по выбранному им образовательному маршруту в интересующей его образовательной области.

Образовательный процесс организован на основе:

  •  Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4. 1251-03»;
  • Устава МБУДО «МЦДОД», локальных актов, регламентирующих образовательную деятельность.

Учебный план является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень образовательных объединений и объем учебного времени, отводимого на усвоение дополнительных образовательных программ.

Участниками образовательного процесса в Центре являются дети от 5 до 18 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, методисты, концертмейстеры и другие категории педагогических работников.

Расписание занятий объединений составляется администрацией МБУДО «МЦДОД» по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся, а так же для создания наиболее благоприятного режима труда и занятости обучающихся.

 Занятия проводятся не только в самом здании Центра, но и на базах других ОУ.

Продолжительность занятия соответствует рекомендациям Российской Академии образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Численный состав детского объединения определяется образовательной программой, утвержденной Методическим Советом Центра. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их по своему усмотрению в течение учебного года.

При приеме в спортивные, туристические, хореографические объединения учитывается состояние здоровья ребенка.

Деятельность детей в Центре осуществляется в одновозрастных и разновозрастных детских объединениях по интересам (клубах, студиях, ансамблях, группах, секциях, кружках, театрах).

Содержание деятельности детского объединения определяется педагогом на основе образовательной программы, утвержденной Методическим Советом Центра.

Ведущим методом в системе образовательно-воспитательного процесса Центра является метод развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

В практике образовательной деятельности педагогического коллектива сформировался опыт организации нескольких уровней (ступеней) самореализации обучающихся.

Начальный уровень – досуговый, отдых и развлечения в форме кружков по интересам, массовых игр, конкурсов, состязаний, праздников, экскурсий, походов.

Второй уровень (репродуктивный) – практико-ориентированный, в форме различных специализированных объединений, где обучающийся осознанно осваивает опыт какой-либо конкретной продуктивной деятельности, используя в основном репродуктивные методы.

Третий уровень (креативный) – углубленная познавательная, творческая и исследовательская деятельность в форме разнообразных самодеятельных объединений, клубов, творческих лабораторий, студий, научных обществ, экспедиций, конференций и т.п. с широким использованием тренингов, рефлексий, эвристических методов и новых информационных технологий. 

В структуре содержания дополнительного образования Центра на каждом уровне самореализации обучающихся можно выделить следующие составляющие его компоненты:

  • опыт освоения знаний: результат освоения – новые знания;
  • опыт практической («исполнительской»), репродуктивной деятельности: результат освоения – умение и навыки;
  • опыт развивающей, творческой деятельности, результат освоения – мастерство;
  • опыт эмоционально-ценностных отношений в неформальном объединении детей и взрослых, результат освоения – духовно-нравственные ценности.

С целью успешного достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей педагогические работники в образовательном процессе используют методы развивающего общения, технологии социально-педагогической поддержки детей.

Система аттестации детей, занимающихся в «Многопрофильном центре дополнительного образования детей», осуществляется в соответствии с требованиями образовательной программы того образовательного маршрута, по которому ребенок осуществляет свое саморазвитие.

(приложение №1 - Учебный план )

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Образовательный процесс Центра – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач воспитания, обучения и развития личности.

Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, общение.

Поэтому в качестве основных задач были определены:

  1. Организационные
  • изучение и удовлетворение социокультурных и образовательных потребностей детей, их родителей, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений города.

2. Дидактические

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные, региональные и общечеловеческие ценности;
  • обязательная опора на содержание базового образования, использование его историко-культурологического компонента;
  • формирование у воспитанников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для воспитанников того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие у учащихся навыков проектирования и прогнозирования собственной образовательной деятельности.
  1. Воспитательные
  • создание условий для формирования личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, способной сделать правильный выбор, правильно оценивать окружающую действительность, владеющей нравственными нормами поведения, осознающей свои достоинства, отвечающей за свою жизнь;
  • сохранение традиций Центра.
  1. Общеразвивающие
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности и творческих способностей учащихся;
  • организация развивающего досуга детей в соответствии с их возрастными и социальными запросами.

Решение задач образовательного процесса Центра лежит в нескольких плоскостях:

  • в изучении личности ребенка, в выявлении его актуальных личностных и образовательных потребностей и прогнозировании его развития;
  • в разработке образовательных программ и диагностических методик оценивания результатов их реализации;
  • в разработке форм и методов организации образовательного процесса, учитывающих специфику его участников (возрастные, социальные и др. характеристики).

В основе образовательного процесса Центра лежат следующие принципы:

1.Общестратегические:

  • принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, Центра);
  • принцип гуманизации (в основе образовательного процесса лежат общечеловеческие ценности);
  • принцип демократизации (предоставление каждому ребенку права выбора образовательного маршрута);
  • принцип единства гуманизации и демократизации (предоставление каждому ребенку права на развитие способностей и подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе).

2. Ценностно-ориентационные:

  • принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности);
  • принцип культуросообразности (ориентация на потребности общества и личности учащихся, адаптация детей к современным условиям жизни общества);
  • принцип жизнесообразности (реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня).

3.Конструктивно-технологические:

  • принцип детоцентризма (приоритетом образовательного процесса являются интересы ребенка);
  • принцип дифференциации и индивидуализации образования (в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов);
  • принцип увлекательности и творчества (образовательный процесс способствует развитию творческих способностей детей);
  • принцип системности (преемственность знаний);
  • принцип сотрудничества (совместная деятельность детей и взрослых).

Образовательная деятельность Центра построена по принципу единства образовательного и оздоровительного процессов. Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.

Образовательный процесс в Центре выполняет две группы функций: обучающие (удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые  он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях; допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка) и социально-педагогические (воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация).

 Формы организации образовательного процесса

В образовательном процессе Центра используются как традиционные формы организации деятельности (учебные занятия, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.п.), так и нетрадиционные формы (конкурсы, турниры, викторины, эстафеты, форумы, аукционы, митинги, бенефисы, устные журналы, вечера-портреты, презентации, спектакли, приключения, путешествия и т. п.).

Формы организации образовательной деятельности в объединениях:

Типы учебных занятий:

- изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и т.д.)

- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач и т.д.)

- самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, презентации и т.д.)

- комбинированные занятия

- контрольное занятие (отчётное, зачётное, итоговое).

Традиционные формы организации деятельности детей и подростков в учебном процессе:

лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, учебная игра и др.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины;

- занятия, основанные на методах общественной практики: устный журнал, газета и т.д.;

- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация;

- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.д.;

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная, групповая, парами, индивидуальная.

Наполняемость детей в группах объединений определена Уставом учреждения и локальными актами.

Предельная наполняемость в объединениях согласно Уставу:

Первого года обучения – до 15 человек;

Второго– не менее 10-12 человек;

Третьего и больше - не менее 8- 10 человек.

Качество учебно-воспитательного процесса – принято рассматривать как характеристику результата деятельности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности: её содержание, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав.

      На основании Положения об итоговой и промежуточной аттестации воспитанников объединений, методики определения результатов образовательной деятельности; критериев оценки знаний, умений, навыков воспитанников по годам обучения по каждому направлению деятельности оценивается с помощью параметров:

1.Теоретическая подготовка воспитанников:

- теоретические знания по профилю деятельности;

- широта кругозора по профилю.

2. Практическая подготовка по профилю обучения:

- практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой;

- творческие навыки.

3. Уровень развития общих способностей

- уровень воспитанности;

- социальная адаптированность.

4. Профессиональная ориентированность:

- осознанность профессионального выбора;

- сформированность интереса к будущей профессии;

- информированность о профессии.

5. Достижения воспитанников

Участие и победы на конкурсах разной направленности и уровней.

Результаты выявляются поэтапно: первичная диагностика, промежуточная,  итоговая.

Формы подведения итогов разнообразны: тестирование, соревнование, концертное выступление, открытое занятие, выставка, и т.д. определяются в соответствии со спецификой предмета в каждой образовательной программе педагога.

         Результаты аттестации обучающихся анализируются педагогами и администрацией по следующим параметрам:

  1. Количество обучающихся, полностью освоивших образовательную программу.
  2. Количество детей, переведённых на следующий год обучения.
  3. Количество выпускников по образовательным программам.                   

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Ф.И.О.           

Название объединения

Программа

(название, дата утв)

Характеристика программы

Направленность

Срок реализации

Возраст

Сод-е

Форма орг-ии сод-я

Цель обучения

1

Барбашин Сергей Всильевич

Рукопашный бой

ДООП «Рукопашный бой»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Физкульт-Спортивная

3 года

14-17

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

2

Бельков Сергей Викторович

Карате Кёкусинкай

ДООП «Карате Кёкусинкай»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Физкульт-Спортивная

3 года

7-17

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

3

Блинова Галина Леонидовна               

 

«Мир движений»

ДООП «Мир движений»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Физкульт-Спортивная

6 лет

6-14

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

4

Гаранкина Людмила Юрьевна                    

Фитнес –студия «Лада»

ДООП «Аэробика – красота и здоровье»

Физкульт-Спортивная

3 года

12-15

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

5

Марков Олег Викторович   

Атлетическая гимнастика

ДООП «Атлетическая гимнастика»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Физкульт-Спортивная

1год

12-17

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

6

Чуриков Сергей Александрович

Каратэ кекусинкай

ДООП «Карате Кёкусинкай»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

 

Физкульт-Спортивная

3 года

12-15

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

7

Шагеев Федор Ахметшанович

Настольный теннис

ДООП «Настольный теннис»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Физкульт-Спортивная

3 года

16-17

однопрофильная

интегрированная

Спортивно-оздоровит

8

Колесниченко Сергей

Викторович   

Юный патриот.

ДООП «Юный патриот»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

1год

13-14

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

9

Сычева Любовь Александровна

Шахматный клуб «Белая ладья»

ДООП «Белая ладья» (шахматы)

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

4 года

7-11

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

10

Подрезова Светлана Степановна   

«Праздничный калейдоскоп»

ДООП «Праздничный калейдоскоп»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

3года

12-16

однопрофильная

интегрированная

досуговая

11

Рысёв Атрём Алексеевич

«Школа взросления»

ДООП «Школа взросления»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

1год

6-7

однопрофильная

интегрированная

Соц. адаптация

12

Гайсина Рузеля Загитовна

 «Парикмахерское дело»

ДООП «Парикмахерское искусство»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

2 года

13-16

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

13

*2

Ермизина Галина  Ивановна

Развивающие игры.

«Наш проект».

 

ДООП «Развивающие игры»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

 

*ДООП «Наш проект» (ФГОС)

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

2года

5-7

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

15

Коннова Татьяна Владимировна

 «Говорим правильно»

ДООП «Говорим правильно»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

2 года

5-7

однопрофильная

интегрированная

Соц. адаптация

16

*2

Муртазина Роза Зильфаровна

«Разговорный английский»

ДООП «Разговорный английский»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

 

ДООП «Английский для малышей»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

 

 

 

Соц-пед

1 год

 

 

 

2 года

11-14

 

 

 

5-7 лет

Однопрофильная

 

 

однопроф

Интегрированная

 

 

интегр

 

Познавательн

 

 

 

познав

 

17

*2

Набокина Надежда Васильевна

«Грамотейка»

ДООП «Грамотейка»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

 

ДООП «Здравствуй мир!»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

1год

6-7

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

18

Паршина Алена Васильевна

«Заниматика»

ДООП «Заниматика»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

1год

6-7

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

19

Чумейко Людмила Ивановна

Детский фольклор «Забавушка»

ДООП «Забавушка»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Соц-пед

1 год

6-7

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

20

Альмухаметова Надия Фаритовна

Театральное объединение «Зеленое небо»

ДООП «Театр»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

3 года

11-16

однопрофильная

интегрированная

Познавательн

21

Большакова Татьяна Леонидовна   

«Юный журналист»

ДООП «Живое слово»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

3 года

12-14

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

22

Давыдова Светлана Юрьевна

Театральное объединение «Сцена маленькая жизнь»

ДООП «Сцена – маленькая жизнь»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

1 год

8-10

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

23

Зорина  Любовь Сергеевна      

Объединение «Волшебный миг»

ДООП «Юный фотокорреспондент»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

2 года

11-14

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

24

Каграманова Вера

Северьяновна

Хореографическое объединение «Новый стиль»

ДООП «Новый стиль»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

1 год

11-15

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

25

Кузнецов Иван Александрович

Хореографическое объединение «Громко шепотом»

ДООП «Громко шепотом»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

3 года

11-15

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

26

Гизатуллина Елена Викторовна

Театр моды «Юная модистка»

ДООП «Учусь шить»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

1 год

12-16 лет

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

27

*2

Жданова Анастасия Евгеньевна

 «Мастера и мастерицы»

ДООП «Мастера и мастерицы»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

*ДООП «Мастера и мастерицы» (ФГОС)

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Художественная

 

Худоств. общекультурн

4 года

 

 

 

4 года

7-10

 

 

 

1-4 класс

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

28

*2

Иноземцева Татьяна Александровна

«Художественная лепка»

ДООП «Художественная лепка»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

* ДООП «Художественная лепка» (ФГОС)

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Художественная

 

Худоств. общекультурн

2 года

 

 

 

4

11-14

 

 

 

1-4 класс

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

 

 

29

Полунина Ольга Яковлевна

Театр моды. «Дефиле»

ДООП «Искусство дефиле»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

2 года

14-16

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

30

Степанова Ольга Александровна

Вышивка лентами

ДООП «Вышивка лентами»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

1 год

9-11 лет

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

31

Тонких  Ольга Владимировна

Театр моды «Азбука дизайна»

ДООП «Искусство дефиле»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

2 года

11-16 лет

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной

одаренности

32

Уткина Нина Викторовна

Театр моды «Симпатичные мелочи»

ДООП «Симпатичные мелочи»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

3 года

12-15

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

33

*2

Чернова Маргарита Анатольевна

Ритмика

ДООП «Детская хореография «Лучик»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

*ДООП «Танец-детям» (ФГОС)

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Художественная

 

Худоств. общекультурн

4 года

 

 

 

4 года

7-10

 

 

 

1-4 класс

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

34

Щербакова Ольга Сергеевна

«Веселые краски»

ДООП «Веселые краски»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

1 год

6-7

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

35

Агошкова Ирина Павловна

Вокальная студия «Музыкальная страна»

ДООП «Музыкальная страна»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

2 года

5-11

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

36

Азикова Елена Васильевна

Вокальный ансамбль «Музыкальный калейдоскоп»

ДООП «Музыкальный калейдоскоп»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

4 года

7-11

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

37

*2

Кожевников  Олег Дмитриевич       

 

«Мой край родной - Оренбуржье»

ДООП «Мой край родной - Оренбуржье»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

* ДООП «Мой край родной - Оренбуржье»

 (ФГОС)

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Художественная

 

 

.общекульт

 

1 год

 

 

 

3 года

11-15

 

 

 

2-4 класс

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

38

Козина Ирина Олеговна

Хореографический коллектив «Мирабелла»

ДООП «Мирабелла»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

3 года

7-14 лет

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

 

Малкина Нина Владимировна

«Удивительный мир лепки»

ДООП «Удивительный мир лепки»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

2 года

7-10 лет

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

39

Лишай Анна Валерьевна     

 

Вокальные группы «Берег детства» и «Веселые нотки»

ДООП «Основы эстрадного вокала»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

3 года

11-14

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

40

Нестерова Анжелика Викторовна

Танцевально-спортивный клуб «Круг друзей»

ДООП «Круг друзей»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

художественная

4 года

10-14 лет

однопрофильная

интегрированная

Развитие художественной одаренности

41

*2

Пороль Алексей  Васильевич

«Литературное краеведение»

ДООП «Школьный музей»

ДООП «Литературное краеведение»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Тур-край

 

2 года

 

2 года

9-11

 

9-11

однопрофильная

интегрированная

познавательная

42

*2

Суровцева Ирина  Витальевна        

 

Литературно-краеведческое объединение «Живое слово»

ДООП «Литературное краеведение»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

 

ДООП «Литературная мозаика»

Протокол МС №1 от 02.09.2016г.

Тур-край

 

 

 

художеств

1 год

 

 

 

3 года

15-17

 

 

 

9-12

Однопрофильная

 

 

однопрофильная

Интегрированная

 

 

интегрированная

Развитие художественной одаренности

Развитие художественной одаренности

 

«МОДЕЛЬ» ВЫПУСКНИКА МБУДО «МЦДОД»

Реальное обеспечение приоритетных идей способствует формированию личности воспитанника Центра. На настоящем этапе в Центре дополнительного образования сложилась следующая модель воспитанника, который:

- имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности;

-характеризуется развитыми общими и специальными способностями;

- ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой;

- стремится к творческой самореализации;

-  имеет потребности в постоянном самосовершенствовании;

-  владеет цивилизованными нормами межличностного общения и социального поведения;

-  имеет мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни.                    

Воспитание осознанного стремления ребенка к непрерывному совершенствованию, образованию и самоопределению, формирование общественной и личной значимости - цель деятельности педагогического коллектива Центра.

Личность воспитанника Центра формируется через включение его в многоплановую разнообразную деятельность.

Компоненты готовности к жизнедеятельности

Личностно-значимые качества воспитанника Центра

Мировоззренческий

Владение основами научного мировоззрения, гуманизм, интернационализм

Нравственный

Усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения, ценностей материального и духовного характера. Соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к праву окружающих людей. Экологическое поведение, обеспечивающее сохранение на земле природы и человека. Толерантность, терпимость и открытое отношение друг к другу, к различным социальным группам

Психофизический

Творческий потенциал. Саморегуляция поведения. Готовность к формированию или совершенствованию личных жизненных стратегий. Мотивация на здоровый образ жизни. Высокий уровень психологической адаптации. Здоровое самоуважение. Коммуникативная компетентность. Физическое совершенствование

Самоопределение в социуме

Гражданская зрелость. Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны, региона, окружающих людей. Готовность к осуществлению задач собственного профессионально-нравственного развития. Убежденность в необходимости и значимости трудовой деятельности

Показатели результативности образовательной деятельности

Интеллектуальная зрелость

Развитые познавательные интересы

Аналитические способности

Умение найти конструктивное решение

Критическое прогностическое мышление

Социальная зрелость

Уважение, терпимость к другим

Готовность к сотрудничеству с другими людьми

Гражданская ответственность за происходящее

Человеколюбивые идеалы

Личностная зрелость воспитанника

Понимание себя и путей самореализации

Стремление реализовать свои жизненные стратегии

Чувство собственного достоинства

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации данной программы Центр имеет следующие материально-технические ресурсы:

   Центр занимает приспособленное, отдельно стоящее двухэтажное здание, общей площадью 1853 кв. м.  В трех корпусах Центра оборудовано 13 учебных классов общего назначения и 4 специализированных (швейный, закроечный,  кабинет обучения иностранным языкам, кабинет психолога) и 7 спортивных залов, в том числе  2 тренажерных зала, борцовский зал,   4 зала аэробики и ритмики. Оборудована библиотека  с читальным залом на 16 посадочных мест.

Материально-техническое и финансово-хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществляется согласно требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. Учебные аудитории и кабинеты оснащены необходимой мебелью, которая регулярно обновляется. Освещение и оборудование кабинетов соответствует современным требованиям и обеспечивает оптимальные условия для работы. Техническое оснащение представлено копировальными и компьютерными зонами с ксероксами и компьютерами и полным компьютерным программным обеспечением.

В последнее время в МЦДОД выполнен ряд мероприятий по укреплению материально-технической базы Центра:

  • произведен капитальный ремонт отопительной системы: заменены бойлерная и разводка отопления;
  •  укреплен фундамент здания;
  •  отремонтировано ограждение территории и подъездные пути;
  •  утверждена смета на ремонт входной группы.

Так же материально-техническую базу Центра существенно дополняет загородный оздоровительно-образовательный лагерь «Факел». На территории ДООЛ «Факел» имеются 6 корпусов, в том числе 3 двухэтажных отапливаемых корпуса, столовая, спортивный комплекс, теннисный корт, футбольное и волейбольное поле, летняя крытая эстрада.