Отчет о результатах самообследования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

о результатах самообследования

 

МБУДО «МЦОД»

 

за 2017   год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРЕНБУРГ

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВедение

  1. Общие сведения об образовательном учреждении

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии

с Уставом:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей» (далее МБУДО «МЦДОД»).

Дата основания (открытия) – 23 марта 1998 года.

Юридический адрес: 460021, Оренбургская область, г.Оренбург, пр.Светлый, 10.

Фактическийадрес: 460021, Оренбургская область, г.Оренбург, пр.Светлый, 10.

Телефон: (3532) 37-46-43, 33-33-89

Адрес сайта в интернетеhttp://slavsoren.ru/        E-mail:mslavyane@mail.ru 

  Учредитель

Администрация МО г Оренбург, в лице управления образования администрации города Оренбурга

Начальник- Гордеева Нина Алексеевна

Адрес 460000, г. Оренбург, ул. Кирова 44 ,телефон (3532) 98 70 98.

Лицензия на образовательную деятельность: Лицензия рег. №1454-4 от 08.04. 2014 г, срок действия -  бессрочно. Учреждению установлено право осуществления образовательной деятельности по следующим образовательным программам: вид – дополнительная, уровень (ступень) образовательной программы – общеобразовательная, дополнительное образование детей и взрослых.

Тип учреждения - бюджетное  учреждение дополнительного образования детей.

Вид учреждения – центр дополнительного образования детей

Категория учреждения – высшая

Администрация учреждения

Тарануха Ольга Борисовна – директор;

Копань Наталия Алексеевна – заместитель директора по УВР;

Дубская Любовь Ивановна – заместитель директора по ГПВ;

Пашкова Наталия Николаевна – заместитель директора по НМР;

Кравченко Ольга Леонидовна – заместитель директора по АХР.

Структура МБУДОД  «МЦДОД»

В структуру МЦДОД в 2017  году  входили  4 отдела: военно-спортивный, декоративно-прикладной, отдел эстетического воспитания, организационно-массовый отдел; а так же отдельное структурное подразделение ДООЛ «Факел»; методическая и социально-психологическая служба. 

Занятия проводятся как на базе самого Центра, так и базах  ОУ всех видов и типов.

Нормативно-правовая база деятельности МБУДО «МЦДОД»:

- Устав МБУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»;

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности, рег. № 14454-4 от 08.04.14 г., срок действия – бессрочная;

- Программа развития МБУДО «МЦДОД» на 2017-2020 гг.;

- Программа деятельности МБУДОД «МЦДОД» на 2016-2018 уч. год;

- локальные нормативно-распорядительные акты.

Целевое назначение  деятельности  МБУДО «МЦДОД»:

-  реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Функции МБУДО «МЦДОД»:

- образовательная – формирование действенно-практической сферы личности как совокупности качеств, обеспечивающих успешность практической деятельности учащихся, удовлетворение познавательной потребности учащихся творческих объединений;

- социально-адаптивная – содействие в выявлении, становлении личностных резервов, обеспечивающих социальную и профессиональную адаптацию;

- развивающая – развитие познавательного, личностного и творческого потенциала детей и подростков, укрепление физического, психического и психологического здоровья детей и подростков;

- воспитательная – формирование социально значимых качеств личности ребенка, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности общества и государства, развитие духовно-нравственной сферы и формирование   коммуникативных компетенций;

- креативная – стимулирование творческой активности детей и подростков, содействие реализации индивидуальных творческих потребностей, обеспечение продуктивного обучения на всех этапах продвижения  по индивидуальному маршруту творческого развития;

- интеграционная – совершенствование технологий взаимодействия дополнительного образования с социумом с целью создания единого образовательного пространства.

Уровни функционально-целевого управления МБУДО «МЦДОД»:

  1. Административный уровень включает директора, его заместителей, руководителей структурных подразделений, методистов.
  2. Коллегиальный уровень представлен такими органами управления, как педагогический совет, Совет Центра, научно - методический Совет, МО педагогов.
  3. Уровень малых подсистем управления включает все отделы МБУДО «МЦДОД»:

● Военно-спортивный отдел,

● Отдел декоративно-прикладного творчества,

● Организационно – массовый отдел,

● Отдел эстетического воспитания,

 

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУДО «МЦДОД»:

Цель деятельности МБУДО «МЦДОД»:

-Развитие инновационной образовательной среды, обеспечивающей качество образования, успешную социализацию и готовность к личностному и профессиональному самоопределению воспитанников УДО.

Основные задачи:

- совершенствование  содержания и вариативности предоставляемых образовательных услуг по направлениям образовательной деятельности и по уровню реализации образовательных программ;

- развитие инновационного профессионального потенциала педагогов;

- совершенствование методического сопровождения развития профессионального потенциала педагогов УДО в условиях перехода к новым образовательным стандартам, модернизация программно – методического обеспечения образовательных услуг МБУДО «МЦДОД»;

-оптимизация мониторинговых систем отслеживания эффективности образовательной среды МБУДО «МЦДОД»;

-выявление и развитие творческих способностей воспитанников УДО, формирование личности, способностей к саморазвитию и самореализации;

-совершенствование системы взаимодействия МБУДО «МЦДОД»: с семьями учащихся

-организация и развитие взаимодействия МБУДО «МЦДОД» с образовательными учреждениями округа с целью обеспечения интеграции урочной и внеурочной деятельности детей;

-управление и расширение материально – технического обеспечения образовательной деятельности МБУДО «МЦДОД».

 КАЧЕСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ

             Организация учебного процесса.

МБУДО «МЦДОД» является составной частью системы образования города Оренбурга,  организует образовательную  деятельность на основе Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации», Лицензии на право ведения образовательной деятельности, Свидетельств о государственной регистрации права на здания и земельные участки, Устава, локальных нормативных актов.

Образовательная деятельность осуществляется с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей национально-культурных традиций в разновозрастных, так и одновозрастных объединениях посредством реализации дополнительных образовательных программ по направлениям, указанным в Лицензии.

Прием детей в творческие объединения МБУДО «МЦДОД» осуществлялся добровольно без ограничений. Продолжительность обучения по образовательным программам составляет от 1 года до 7 лет и зависит от времени поступления детей и направления деятельности.

Состав учащихся внутри кружков (объединений) варьируется в зависимости от возраста детей,  года обучения, профиля кружка и пр. В соответствии с Уставом в объединениях могут быть заняты дети в возрасте от 5 до 18 лет.

Организация образовательного процесса в Центре регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий,  утверждаемыми директором Центра.

Состав учащихся.

В творческих объединениях МБУДО «МЦДОД» в 2017 году  занимались 2745 учащихся. По сравнению с 2016 годом (2839 человек) наблюдается отрицательная динамика  количества учащихся. Уменьшение числа учащихся произошло по причине снижения финансирования учреждения.

СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
В ОБЪЕДИНЕНИЯХ И НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ МБУДО «МЦДОД»  В 2017 ГГ.

Таблица 1

Сведения об объединениях  и научных обществах

2017 год

Число объединений (групп)

193

Охват детей по направлениям:

2745

        туристско-краеведческое

432

      физкультурно-  спортивное

735

        художественное творчество

1150

       культурологическое

 

        другие (социально-педагогическое, патриотическое)

428

Из общего числа объединений платные

-

Число объединений  (147) на базе ОУ

147

Численность занимающихся на базах ОУ

2017

Количество научных обществ

1

Численность занимающихся

37

 

СВЕДЕНИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ И  ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
В ОБЪЕДИНЕНИЯХ И НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ МБУДО «МЦДОД»  В 2015-2017 ГГ.

 

 

Выводы и рекомендации: в течение трех лет наблюдаются высокое количество учащихся, занимающихся в объединениях художественно-эстетической направленности и в 2 раза меньше детей занимающихся в спортивных и туристических кружках и секциях. Необходимо увеличить количество объединений спортивной и туристической направленности.

                 Не увеличивается количество детей и подростков, вовлеченных в исследовательскую деятельность, а именно это направление наиболее востребовано в современном образовательном пространстве. Данное направление предстоит расширить в новом учебном году.

СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ СОСТАВЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
В ОБЪЕДИНЕНИЯХ И НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВАХ  В 2015-2017 ГГ.

(по материалам самообследования без учета обучения в нескольких объединениях)

Распределение по возрасту

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Дети дошкольного возраста (3-7 лет)

122

135

128

Дети младшего школьного возраста (7-11 лет) 655

597

561

619

Дети среднего школьного возраста (11-15 лет)

799

836

753

Дети старшего школьного возраста (15-17 лет)

562

548

486

Всего обучающихся

2080

2080

1986

 

Выводы и рекомендации: причины уменьшения числа учащихся уже были сформулированы в тексте самообследования.    Стабильно высоким остаётся количество учащихся в возрасте 11-15 лет. Необходимо продолжать увеличение числа учащихся в возрасте 15-17 лет, так как данная возрастная категория более других нуждается в организации занятости  во внеурочное время и вовлеченности в систему дополнительного образования.

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ учащихся МБУДО «МЦДОД»

 В МАССОВЫХ  МЕРОПРИЯТИЯХ ВСЕХ УРОВНЕЙ  В 2015-2017 ГГ.

 

№ п\п

Уровень мероприятия

2015 г

2016 г.

2017 г

1

Муниципальный уровень

620

596

683

2

Региональный уровень

201

239

261

3

Межрегиональный уровень

139

144

164

4

Федеральный уровень

65

73

82

5

Международный уровень

29

31

40

6

Всего

1054

1083

1230

 

Выводы и рекомендации: необходимо увеличить число  учащихся участвующих в мероприятиях (конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях) проходящих на региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях. Так же необходимо поднять удельный вес численности учащихся принимающих участие в массовых мероприятиях (конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях) всех уровней.

СВЕДЕНИЯ О  МЕРОПРИЯТИЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 В  2017 Г. (ПО УРОВНЯМ)

В 2017  году  МБУДО «МЦДОД» провел следующие окружные мероприятия:

       - акция «Поздравление ветерану!».

- соревнования по стрельбе «Меткий стрелок»;

- Турнир по «Рукопашному бою с булавами»;

- Встреча-концерт, посвященная воинам – интернационалистам;

- Турнир по Варгейму.

- военно- спортивная игра «Служу Отечеству!»;

- интеллектуально-краеведческая игра «Мой город на земле такой один»;

- спортивная игра «Юный олимпиец»;

-  военно-спортивная игра «Зарница»

Городские мероприятия:

- фольклорный фестиваль – конкурс детского творчества «Ты свети, свети, Ярило!»;

-акция «Прадеды, деды – солдаты Победы!»;

- фестиваль – конкурс боевых и воинских искусств «Служу Отечеству!»;

- финальных военно-спортивных игр среди воспитанников кадетских классов школ    

   г.Оренбурга «Служу Отечеству!».

 

КОЛИЧЕСТВО МЕРОПРИЯТИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 В 2017 Г. (ПО УРОВНЯМ)

п\п

Показатели

2017 г.

1

Количество мероприятий окружного уровня

9

2

Количество мероприятий городского уровня

4

 

 

ОХВАТ ДЕТЕЙ МЕРОПРИЯТИЯМИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 В 2017 Г. (ПО УРОВНЯМ)

п\п

Показатели

2017 г.

1

Количество детей и подростков, участвующих в мероприятиях окружного уровня

718

2

Количество детей и подростков, участвующих в мероприятиях городского уровня

1090

 

Выводы и рекомендации:

  1. Расширить тематику интеллектуально – краеведческого и творческо- краеведческого направлений воспитательной работы, направленных на изучение природы, культуры, быта, традиций своего  и других народов, населяющих страну и Оренбургскую область; активизировать работу на воспроизведение образцов народной культуры.
  2. Увеличить охват детей мероприятиями патриотической направленности. 

 Методический потенциал.

В условиях модернизации образования  повышается роль и значимость  научно-методического сопровождения развития образовательной среды.

Целевое назначение научно-методической службы в 2017 года приобрело целостный вид: от локальных изменений по структуре и направлениям деятельности методическая служба перешла к формированию системы научно-методического обеспечения развития образовательной среды.

Основными  направлениями деятельности так же, как и в 2017 году,  являлись: научно-методическое сопровождение развития образовательной среды, научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов, развитие информационно-методического пространства Центра, экспертиза образовательной деятельности Центра.

Содержание деятельности было ориентировано на решение следующих задач:

1.  Модернизация программно-методического обеспечения образовательного процесса;

2.   Развитие инновационного потенциала педагогов в области инновационных технологий обучения;

3.   Оптимизация работы мониторинговых систем на уровне  МО педагогов;

4.   Развитие научно-методической компетентности педагогов МЦДОД;

5.   Развитие программно-методического обеспечения профессиональной деятельности  педагогов МЦДОД;

6.   Систематизация и структурирование научно-методической

 документации МЦДОД.

Результаты научно-методической деятельности  МЦДОД по направлениям

  1. Научно-методическое сопровождение развития образовательной среды МЦДОД.

Деятельность научно-методического совета и методической службы была направлена на решение актуальных проблем: введение профессиональных стандартов, внедрение инноваций в работу педагогов, координация деятельности МО педагогов,  анализ эффективности образовательной среды.  Все решения научно-методического совета носили практико-ориентированный характер и по характеру имели полный управленческий цикл, т.е., обсуждались на заседаниях МО, выносились на обсуждение педагогического совета и контролировались администрацией.

На педагогических советах в 2017 году были рассмотрены актуальные для МЦДОД вопросы качества образования, проблемы реализации воспитательной работы, и ее технологичности, показатели и критерии эффективности педагога дополнительного образования.

 В 2017 году были разработаны стратегические программные документы Центра различного срока реализации (программа развития Центра, программа деятельности Центра, образовательная программа Центра и др.).

Общими результатами деятельности научно-методической службы по данному направлению являются:

 -введение инноваций в практическую деятельность педагогов на уровне МО педагогов студии и школы  раннего развития, педагогов декоративно-прикладного направления, деятельности отдельных педагогов, реализующих ДООП;

-систематизация и структуризация научно-методической документации педагогов (экспертные документы, портфолио педагогов, методические рекомендации для педагогов и т.д.);

-структуризация регламентирующей документации научно-методической и психологической служб;

- систематизация каталога программно-методического обеспечения образовательной деятельности МЦДОД;

-модернизация программного обеспечения образовательных услуг МЦДОД.

 

  1. Развитие профессиональной компетентности педагогов.

Одним из условий развития образовательной среды выступает профессиональный психолого-педагогический потенциал педагогов.  В связи с изменением социального запроса и переходом на новые образовательные стандарты в МЦДОД реализуются  целевые семинары, адресно -  направленные  на развитие конкретных умений и навыков педагогов: 

  1. Обучение технологии разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
  2. Обучение технологии самообобщения педагогического опыта (для педагогов, проходящих процедуру аттестации).
  3.  Развитие профессионального психолого-педагогического потенциала педагогов (психолого-педагогические семинары).
  4. Развитие научно-методической компетентности педагогов (в рамках деятельности МО педагогов).
  5. Развитие профессиональной деятельности и профессионального самосознания педагога (для молодых специалистов).

Цели и задачи целевых семинаров дифференцированы по направлениям и в соответствии задачами обучения целевой аудитории. Содержание   было ориентировано на развитие педагогической рефлексии, развитие диагностических и прогностических умений  педагогов, умений формировать универсальные учебные действия, анализировать результаты своей работы.

Практическая направленность обучающих семинаров была усилена за счет введения групповых форм работы и расширения методического обеспечения семинаров (обучающие таблицы, раздаточные материалы).

На данный момент содержание семинаров разработано на 3 года. В 2017 году была возобновлена работа семинара для педагогов-организаторов по теме «Методы и приемы работы педагога-организатора с детьми и подростками».

 Анализ результатов деятельности семинаров (опрос педагогов) показал их эффективность. Показателем качества обучения педагогов является качество разрабатываемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и иных видов методической продукции,  участие педагогов в конкурсном движении.

В декабре 2017 г. педагоги МЦДОД приняли участие в городском конкурсе авторских образовательных программ и методических материалов. Всего приняли участие 8 педагогов, представивших 5 методических материалов и 3 дополнительных образовательных программы. Результаты следующие: в номинации «Методические и дидактические программы» - 1 диплом 1 степени, 2 диплома 2-й степени, 1 диплом 3-й степени, в номинации «Дополнительные образовательные программы» - 1 диплом 2-й степени и 1 диплом 3-й степени.

Все конкурсные работы педагогов МЦДОД были отмечены членами жюри городского конкурса как соответствующие  представленной номинации, структуре вида продукции, имеющие практическую значимость, отличающиеся технологичностью, полнотой и обоснованностью методического и дидактического обеспечения.

В 2017 году  в городском этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» приняло участие рекордное число  работников Центра – пятеро. Двое в физкультурно-спортивной номинации (С.В. Бельков и Л.А. Сычева), двое в социально-педагогической (А.А. Рысёв и А.В. Паршина) и один педагог в художественной (Замятина М.Ф.). Двое педагогов занятии призовые места – С.В. Бельков и А.В. Паршина.

В области развития научно-методического обеспечения профессиональной деятельности  педагогов основным содержанием и результатом работы стало: 

- разработка и реализация содержания обучающих целевых семинаров для педагогов 3-го года обучения;

-  систематизация каталога образовательных программ;

-  разработка проекта программы деятельности педагога-организатора;

- разработка  карт оценки эффективности детских клубов;

-проведение экспертизы дополнительных образовательных программ, портфолио педагогов;

- создание банка диагностических методик для разных возрастных категорий детей;

-подготовка тематической папки «Психологическое сопровождение организации летнего отдыха детей».

Модернизация программно-методического  обеспечения

образовательных услуг.

На данный момент все педагоги  МЦДОД работают по утвержденным образовательным программам. Каталог дополнительных образовательных программ на сентябрь 2017 г. содержал 46 программы.

По направлениям деятельности, реализуемые образовательные программы распределены следующим образом:

Направление

Количество реализуемых программ

Количество обучаемых детей

художественное

22

688

физкультурно-спортивное

8

651

туристско-краеведческое

4

475

социально-педагогическое

12

154

Всего

46

2080

 

Диаграмма № 4. Сведения о реализуемых дополнительных общеобразовательных программах МБУДО «МЦДОД» (по направлениям деятельности).

Из 46 дополнительных общеобразовательных программ:

  • По сроку реализации:

             до 1 года – 0, 1-2 года – 21, от 3 лет и более – 25;

  • По форме организации содержания: 

              комплексных – 46, модульных – 0; интегрированных –0;

  • По виду: общеразвивающих – 45; предпрофессиональных – 1;
  • По возрасту учащихся: для дошкольников – 6,

для начальной школы – 11, для основной школы – 15,    для средней школы – 6,

разновозрастных - 8.

Количество программ 1-го года обучения составило 16 (34,7% от общего числа программ); программ 2-го года обучения составило 10 (21,7% от общего числа программ); 3-го года обучения составило 12 (26% от общего числа программ);  4-го и последующих годов обучения  составило 8 (17,6% от общего числа программ).

 

Диаграмма № 5. Распределение образовательных программ по срокам реализации.

В 2017 году создано 8 новых программ. Это связанно с приходом в Центр новых педагогов и открытием новых объединений, а так же новые программы создавались по социальному  заказу школ.

В процессе прохождения курсовой подготовки в ИПКРО педагоги обновляют  образовательные программы, участие в конкурсах так же стимулирует процесс обновления содержания программ.  

К сентябрю 2017 года было завершено обновление программного обеспечения, приведя его в соответствие с новыми «Методическими рекомендациями», изданными министерством образования и науки РФ, ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Вторая стратегическая задача, стоящая перед педагогическим коллективом, заключается в совершенствовании диагностического инструментария к ДООП.

Данная работа потребует от каждого педагога и всего педагогического коллектива мобилизации, активной мозговой деятельности, коллективных усилий и совместной слаженной работы. Без выполнения этих условий выполнить данную задачу будет не возможно.

Еще одним условием совершенствования программного обеспечения образовательного процесса должно стать более активное участие в конкурсах образовательных программ всех уровней и в частности самое активное участие необходимо принять в городском конкурсе дополнительных образовательных программ и дидактического и методического материалов.

 

Кадровое обеспечение

Образовательную деятельность в 2017 году осуществляли 68 педагогических и руководящих работников, в том числе: 48 педагогов дополнительного образования, 4 педагога–организатора, 4 методиста, 3 концертмейстера, 2 педагога–психолога,  а так же 6 чел.- учебно-вспомогательного персонала (на 01.01.2017г.) В том числе 4 совместителя.

Уровень квалификации педагогических работников следующий:

всего аттестовано 63 чел. (93 %), из них: 

ВКК – 12 чел. (18 %),

1КК –  36 чел. (53 %),

Аттестованы на соответствие занимаемой должности – 15 чел. (22 %)

         (по состоянию на 01.07.2017 г.)

В прошедшем учебном году процедуру аттестации успешно прошли 26 человек всех категорий педагогических работников. В том числе на высшую категорию – 6 человек, на 1 категорию – 11 человек и на соответствие  - 9 человек.

Количество не аттестованных педагогических работников составляет 5 человека. Причина отсутствия квалификационной категории у работников – стаж работы менее 2-х лет, (А.В. Ефремова, С.А. Кузнецов, А.В. Линник, Малыш В.Ф., Бочкарев А.С.)

Повысили профессиональную квалификацию 31 человек. По программе «Организация внеурочной деятельности» - 11 человек, КБПК «Актуальные проблемы дополнительного образования» - 17 человек и 3 педагога прошли дистанционное обучение. Прошли переобучение работники не имеющие педагогического  образования 100%.

Положительным в кадровом обеспечении является 100%  соответствие специальности педагога профилю преподаваемого предмета.

Вместе с тем есть в кадровом обеспечении  и «слабые» места. Ежегодно наблюдается движение кадров, в среднем за год  увольняется до 10 % педагогического состава и принимается столько же 10-11 % педагогов.

    В следующем учебном году в кадровом обеспечении необходимо сделать следующее: повысить уровень квалификации педагогов до 20 % (аттестованных на высшую категорию), повысить образовательный ценз педагогов до 65% (высшее педагогическое образование). Увеличить количество педагогов моложе 35 лет. Пополнить штат педагогических работников специалистами в области туризма и краеведения, декоративно-прикладного творчества, боевых искусств и  игровых видов спорта, а также лидеров детского общественного движения для создания в Центре детской общественной организации. 

Психологическое сопровождение

 образовательного процесса

 

Особое место в организации образовательного процесса занимает психолого-диагностическая деятельность. Она осуществляется по двум направлениям: методическая и практическая.

Методическое направление включает в себя психолого-педагогическое просвещение и психолого-педагогическую профилактику, практическое направление – включает в себя психодиагностику, психологическое консультирование, коррекционно-развивающую деятельность.

В плане диагностической работы велось изучение личностных особенностей и индивидуальных качеств учащихся и педагогов Центра, проводилось исследование мотивов, способностей, интересов и склонностей. Результат исследования показал положительную динамику в формировании устойчивого интереса учащихся к предлагаемым видам деятельности. Динамика знаний, умений и навыков детей, получаемых на занятиях, прослеживается на основании диагностик.

По результатам диагностических срезов, проводимых 3 раза в год, можно сделать вывод, что дети, посещающие кружок более двух лет, имеют высокие способности по профилю своей деятельности, что свидетельствует о высоком уровне, полученных в кружках УУД. Изучение мотивации детей показывает, что основным мотивом является мотив деятельности и познания.

К проблемам можно отнести следующие моменты:

1. Совершенствование  программы психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса.

2. Повышение эффективности работы по мониторингу воспитательной деятельности, системному изучению уровня воспитанности учащихся .

 

 Материально-техническая база

«МЦДОД» расположен в двухэтажном приспособленном здании, общей площадью 1853 кв.м, которое находится в Восточной части г. Оренбурга.

В трех корпусах Центра оборудовано 13 учебных классов общего назначения и 4 специализированных (стрелковой подготовки, швейный, закроечный,  лингвистический) и 5 спортивных залов, в том числе 2 тренажерных зала, борцовский зал и 2 зала аэробики и фитнеса. В Центре имеется актовый зал на 60 посадочных мест, 2 танцевальных зала, студия звукозаписи, мастерская, комната психологической разгрузки, методический кабинет.

Центр располагает следующими техническими средствами: 13 компьютеров, 2 лазерных принтера, ксерокс, сканер, мульти-медийный проектор с экраном, 2 ноутбука, 2 комплекта музыкальной аппаратуры, 2 DVD-проигрывателя, 3 телевизора, 6 магнитофонов, 2 видеомагнитофона, 2 микрофона, 2 радиомикрофона.

Материально-техническое и финансово-хозяйственное оснащение образовательного процесса осуществляется согласно требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования. Учебные аудитории и кабинеты оснащены необходимой мебелью, которая регулярно обновляется. Освещение и оборудование кабинетов соответствует современным требованиям и обеспечивает оптимальные условия для работы.

Так же материально-техническую базу Центра существенно дополняет загородный оздоровительно-образовательный лагерь «Факел». На территории ДООЛ «Факел» имеются 6 корпусов, в том числе 3 отапливаемых корпуса, столовая, спортивный комплекс, теннисный корт, футбольное и волейбольное поле, летняя крытая эстрада.

В следующем  году планируется расширение компьютерной базы Центра, составлена и утверждена смета на ремонт и реконструкцию входной группы, запланирован ремонт зала для занятий борьбой  в 1-ом корпусе на 1-ом этаже и кабинета клуба военно-исторической реконструкции. Материальная база Центра в основном и целом достаточна для реализации заявленных образовательных программ, но в условиях расширения деятельности целесообразно привлечение всех источников финансирования бюджетных и внебюджетных средств.

 Заключение

 

Проведенный анализ  работы МБУДО «МЦДОД» за 2017 год выявил наиболее значимые проблемы в деятельности:

В области реализации образовательных услуг:

1. Низкий уровень  вариативности образовательных услуг по  направлениям (техническому, военно-патриотическому, туристско-краеведческому) и уровню реализации образовательных программ (основной и средний).

2.   Необходимость дальнейшей модернизации программно-методического оснащения образовательного процесса.

3. Низкий уровень представленности  программ работы с детьми с проблемами в развитии и поведении, с ограничениями в здоровье,  с одаренными детьми.

В области  развития воспитательной системы:

1. Необходимость разработки программ воспитательной работы по направлениям (гражданско-патриотическое, духовно-нравственное).

2.   Сужение вариативности форм работы с учащимися и родителями;

3.  Необходимость модернизации программно-методического оснащения воспитательной работы.

В области работы с педагогическими кадрами:

1. Снижение количества педагогических работников на протяжение последних 3-х лет.

2.  Снижение уровня укомплектованности педагогическими кадрами  по отдельным направлениям (педагог-организатор, педагог-психолог).

3.   Преобладание в процентном соотношении педагогов,    предпенсионного возраста

В области развития профессиональной компетентности педагогов:

1.   Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации инновационной  и научно-исследовательской деятельности.

2. Необходимость модернизации программно-методического обеспечения образовательных услуг.

3. Необходимость модернизации информационно-методического обеспечения образовательных услуг МЦДОД (развитие сайта учреждения, подготовка презентационных материалов, слабое использование наружной рекламы).

В области управления ОУ:

1.  Недостаточный уровень реализации  контрольно-прогностической функции управленческой структуры;

2.     Необходимость дальнейшей модернизации нормативной документации МЦДОД локального уровня;

В области развития материально-технической базы:

1.   Недостаточная материально-техническая база для внедрения инноваций (отсутствие компьютерных классов, интерактивного и мультимедийного оборудования и др.).

2.  Недостаточный уровень компьютеризации структурных подразделений МЦДОД.

3.  Необходимость проведения косметического ремонта актового зала, фасадов корпусов МЦДОД.

 

В качестве ресурса развития можно рассматривать:

- уровень квалификации педагогических кадров;

- творческий потенциал педагогических кадров;

- стабильный коллектив единомышленников;

- мобильность управленческой структуры в решении организационных и содержательных вопросов деятельности МЦДОД;

- системность организации научно-методической службы МЦДОД;

- достаточный уровень программно-методического обеспечения образовательной деятельности МЦДОД, который может выступить базовой основой для дальнейшей его модернизации.

Дополнительными ресурсами могут выступить:

- адресное повышение квалификации педагогических кадров;

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг;

- активизация мониторинговых систем отслеживания эффективности деятельности МЦДОД;

- благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе

- увеличения доли внебюджетного финансирования деятельности МЦДОД за счет повышения его конкурентоспособности и расширения образовательных услуг.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ

 

 

N п/п

Показатели

Единица измерения

1.

Образовательная деятельность

 

1.1

Общая численность учащихся, в том числе:

2745

человек

1.1.1

Детей дошкольного возраста (3 - 7 лет)

320

человек

1.1.2

Детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет)

718

человек

1.1.3

Детей среднего школьного возраста (11 - 15 лет)

976

человек

1.1.4

Детей старшего школьного возраста (15 - 17 лет)

731

человек

1.2

Численность учащихся, обучающихся по образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг

Человек

-

1.3

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся в 2-х и более объединениях (кружках, секциях, клубах), в общей численности учащихся

759/человек

27,6%

1.4

Численность/удельный вес численности учащихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся

человек/%

-

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам для детей с выдающимися способностями, в общей численности учащихся

человек/%

17/ 0,61

1.6

Численность/удельный вес численности учащихся по образовательным программам, направленным на работу с детьми с особыми потребностями в образовании, в общей численности учащихся, в том числе:

человек/%

1.6.1

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья

29человек/

1,05 %

1.6.2

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей

человек/%

1.6.3

Дети-мигранты

человек/%

1.6.4

Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию

человек/%

1.7

Численность/удельный вес численности учащихся, занимающихся учебно-исследовательской, проектной деятельностью, в общей численности учащихся

127 человек/

4,6 %

1.8

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:

1830человек/

66,7%

1.8.1

На муниципальном уровне

974человек/

35,5%

1.8.2

На региональном уровне

361человек/

13,2%

1.8.3

На межрегиональном уровне

264 человек/

9,6%

1.8.4

На федеральном уровне

182 человек/

6,6 %

1.8.5

На международном уровне

49 человек/

1,7%

1.9

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, фестивали, конференции), в общей численности учащихся, в том числе:

728 человек/

26.5 %

1.9.1

На муниципальном уровне

318 человек/

11,6 %

1.9.2

На региональном уровне

96 человек/

4,6 %

1.9.3

На межрегиональном уровне

112 человек/

4%

1.9.4

На федеральном уровне

53 человек/

1,9 %

1.9.5

На международном уровне

12 человек/

0,4 %

1.10

Численность/удельный вес численности учащихся, участвующих в образовательных и социальных проектах, в общей численности учащихся, в том числе:

человек/%

1.10.1

Муниципального уровня

человек/%

1.10.2

Регионального уровня

человек/%

1.10.3

Межрегионального уровня

человек/%

1.10.4

Федерального уровня

человек/%

1.10.5

Международного уровня

человек/%

1.11

Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией, в том числе:

единиц

1.11.1

На муниципальном уровне

6

единиц

1.11.2

На региональном уровне

единиц

1.11.3

На межрегиональном уровне

единиц

1.11.4

На федеральном уровне

единиц

1.11.5

На международном уровне

единиц

1.12

Общая численность педагогических работников

59

человек

1.13

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

47 человек/

78,3%

1.14

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

47 человек/

78,3 %

1.15

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников

13 человек/

21,7%

1.16

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

13 человек/

21,7%

1.17

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

48 человек/

80%

1.17.1

Высшая

12 человек/

20 %

1.17.2

Первая

36 человек/

60 %

1.18

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

человек/%

1.18.1

До 5 лет

11 человек/

18,3 %

1.18.2

Свыше 30 лет

16 человек/

26,7%

1.19

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

 25 человек/

41,7 %

1.20

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

13 человек/

21,7 %

1.21

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

70 человека/

77,8 %

1.22

Численность/удельный вес численности специалистов, обеспечивающих методическую деятельность образовательной организации, в общей численности сотрудников образовательной организации

6 человек/

10 %

1.23

Количество публикаций, подготовленных педагогическими работниками образовательной организации:

 

1.23.1

За 3 года

234 единиц

1.23.2

За отчетный период

 76 единиц

1.24

Наличие в организации дополнительного образования системы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, иных групп детей, требующих повышенного педагогического внимания

да

2.

Инфраструктура

 

2.1

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

2.2

Количество помещений для осуществления образовательной деятельности, в том числе:

22

2.2.1

Учебный класс

14 единиц

2.2.2

Лаборатория

единиц

2.2.3

Мастерская

1 единиц

2.2.4

Танцевальный класс

     3 единиц

2.2.5

Спортивный зал

5 единиц

2.2.6

Бассейн

единиц

2.3

Количество помещений для организации досуговой деятельности учащихся, в том числе:

2 единиц

2.3.1

Актовый зал

1 единиц

2.3.2

Концертный зал

единиц

2.3.3

Игровое помещение

1 единиц

2.4

Наличие загородных оздоровительных лагерей, баз отдыха

да

2.5

Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота

нет

2.6

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

да

2.6.1

С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров

нет

2.6.2

С медиатекой

нет

2.6.3

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

          да

2.6.4

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки

нет

2.6.5

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

да

2.7

Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

человек/%