ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе

 

 

 

                                                        «Утверждено»

 

Приказом  МБУДО «Многопрофильный

центр дополнительного образования детей»

№ 163 от   «11» сентября 2015г.

Директор _________О.Б. Тарануха

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о социально-психологической службе МБУДО «Муниципальный центр дополнительного образования детей»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет организационную структуру и содержание деятельности социально-психологической службы (далее – Служба) в системе МБУДО  «МЦДОД» и является правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.

2. Под Службой понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность руководителей и специалистов образовательного учреждения в системе дополнительного образования, ориентированную на психологическое сопровождение образовательного процесса. Служба является необходимым компонентом, создающим условия для личностного, интеллектуального и социального развития подрастающего поколения, а также для охраны здоровья всех участников образовательного процесса.

3. В решении всех проблем работники Службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития.

4. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего поколения, формированию индивидуальности у детей, подростков на всех этапах дополнительного образования в МБУДО «МЦДОД»; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей, подростков, занимается профилактикой подобных нарушений.

5. Педагоги - психологи осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом МБУДО «МЦДОД» и родителями.

Важнейшим условием эффективности работы Службы является правильное понимание психологом и педагогом существа их профессионального взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие плодотворной работы Службы.

6. Служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с медицинской, дефектологической и другими видами служб, органами опеки и попечительства, специалистами в других областях, представителями общественности, оказывающими Центру помощь в воспитании и развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и взаимодополняемости позиций.

7. Руководство деятельностью педагогов-психологов осуществляется по административной и профессиональной линиям.

8. В своей деятельности Служба руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом Российской Федерации «Об образовании РФ», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о психологической службе РФ, Уставом Центра и настоящим Положением.

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

1. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании», под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

2. В своей деятельности Служба исходит из необходимости постановки как образовательных, так и социальных целей системы образования.

Образовательная цель – это приобретение обучающимися необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.

Социальная цель – это помощь обучающимся и воспитанникам в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья, социального и экономического положения семьи. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

3. Целью Службы является содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

4. К основным задачам Службы относятся:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
  • содействие гармонизации социально-психологического климата в МБУДО «МЦДОД»;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
  • психологический анализ социальной ситуации развития в МБУДО «МЦДОД», выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей, подростков;
  • психологическая экспертиза профессиональной деятельности специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
  • содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки.

III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ

1. Педагоги- психологи являются равноправными членами педагогического коллектива МБУДО «МЦДОД». Они принимают участие в работе педсоветов, педагогических консилиумов, методических объединений и др.

2. Для организации работы педагогов-психологов создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, аппаратурой для психодиагностики, бланками методик и т.п.

3. Графики работы педагогов-психологов согласовываются с администрацией. Пpи составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации.

4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, право иметь дополнительную учебную нагрузку решаются в соответствии с нормативными документами Министеpства образования РФ.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

1. Прикладное – создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса.

2. Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в образовательном учреждении.

Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми, родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения, студентами, преподавателями и др.

В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

3.  Научно-исследовательское направление: в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психо-коррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.

 

V. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Данный вид деятельности осуществляется специалистами Службы и определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации образовательного учреждения, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, подростков потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В русле психопрофилактического направления работники Службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

1. Определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе.

2. Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения.

3. Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития детей для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей, способностей.

4.  Ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в МБУДО «МЦДОД»:

- оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый);

- консультируют педагогов, воспитателей и других работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.

5. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива МБУДО «МЦДОД».

6. Проводят анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

2. Психологическая диагностика

Основной задачей данного вида деятельности является диагностика развития личности детей, подростков, углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода от дошкольного детства до самостоятельного выхода в жизнь, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.

Диагностическая работа может проводиться специалистами Службы как с отдельными обучающимися и воспитанниками, так и с группами детей, подростков и молодежи.

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

1. Пpоводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

2. Пpоводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.

3. Пpоводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.

4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии:

а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу,

б) для определения форм и причин явного асоциального поведения: бродяжничества, воровства, алкоголизма и токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и пр.

3. Психологическая коррекция

Данный вид деятельности предполагает активное воздействие специалистов Службы на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности детей, подростков. Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития детей, подростков возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, подростков, в развитии их способностей и склонностей.

Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подростков и молодежи, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работы:

1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программ, направленных на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка

3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:

  • в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
  • в процессе специальной работы психолога с группами детей;
  • в русле воспитательных мероприятий;
  • в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

4. Консультативная деятельность

Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения.

В русле консультативной деятельности специалисты Службы консультируют родителей (законных представителей), администрацию учреждений образования, учителей по проблемам обучения и воспитания детей, подростков в русле педагогики сотрудничества, проводят индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и профессионального самоопределения, по проблемам общения.

В русле консультативного направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

1. Консультиpуют администрацию учебно-воспитательного учреждения, педагогов, родителей по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической основы педагогики сотрудничества.

2. Пpоводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.

3. Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, родительских собраниях, чтением лекций и др.

4. Выступают в качестве экспертов - консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.)

5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском учреждении, по вопросам организации самоуправления.

VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается на директора МБУДО «МЦДОД».

2. Деятельность Службы осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «Психология» или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоppекции, активных методов социально-психологического обучения и психологического консультирования, имеющими диплом государственного образца или свидетельство соответствующего высшего учебного заведения.

3. Назначение на должность педагога-психолога должно определяться на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.

4. Служба работает в тесном контакте с учреждениями медицины, органами опеки и попечительства, органами МВД и прокуратуры, представителями общественности, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей.

VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖБЫ

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность психологического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций.

2. Специалист Службы несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации Службы в соответствии с формами установленного образца.

3. Специалист Службы несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.

4. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:

  • руководствуется законодательством Российской Федерации и распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными документами федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, настоящим Положением, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами, приказами и распоряжениями органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
  • рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
  • повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии и принципы организации Службы в системе образования;
  • применяет современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
  • препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  • в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного психического и физического развития;
  • выполняет распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации учреждения образования и специалистов соответствующих органов общественного самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;
  • оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем образовательного процесса, оказывает необходимую и возможную помощь детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
  • соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции или может нанести ущерб обучающемуся или его окружению;
  • ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.

5. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:

  • на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законом «0б образовании» и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии, доплата на приобретение книгопечатной продукции и др.);
  • самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
  • на создание условий со стороны администрации образовательного учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением;
  • знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
  • обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей и подростков, а также по вопросам их социального положения и прочих;
  • посещать занятия и массовые мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся;
  • участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов учреждения образования, в работе Психолого – медико - педагогических комиссий, комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с решением указанных органов педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;
  • участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
  • проводить в учреждениях образования групповые и индивидуальные обследования и эксперименты, направленные на решение конкретных вопросов процесса образования, воспитания и развития личности обучающихся;
  • вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
  • обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьник