«Педагогика и психология ребенка в пространстве родного края» стала заглавной темой прошедшей в нашем Центре Второй открытой неделе педагогики и психологии. Причем в этом масштабном мероприятии могли принять участие не только педагоги нашего Центра, но и все желающие из других учреждений города и области.
В течение трех дней шел заинтересованный разговор о реализации одной из важнейших задач, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей: формировании у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности.
О современных подходах к пониманию самого понятия «патриотизм» и о том, в чем его отличие от национализма, рассказывала доцент ОрГМУ, кандидат психологических наук И.С. Якиманская.
Понятно, что патриотизм - это чувство, которому нельзя научить – оно рождается в душе человека от соприкосновения с людьми, природой, событием. И как тут не вспомнить слова основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского, 200-летний юбилей которого отмечается в нынешнем году: «Поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», поскольку помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Ученый первым обосновал необходимость давать учащимся информацию по «истории своей ближайшей Родины», предложив подобный предмет назвать «отечествоведением».
Доклад кандидата педагогических наук из ОГПУ А.Н. Моисеевой как раз и был посвящен особенностям организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся по изучению родного края».
Интересным было и выступление главного внештатного психолога области И.И. Деминой, рассказавшей о задачах психологической службы в образовании и познакомившей собравшихся вариантом интересного тематического тренинга.
Собственным опытом работы поделилась также педагог-психолог нашего МЦДОД А.С.Колесниченко
Понятно, что невозможно воспитывать патриотические чувства только на занятиях – необходимо, чтобы в этом процессе участвовали все члены семьи ребенка. Важностью проблемы было обусловлено включение в программу Недели докладов ученых педагогического университета, доцентов кафедр педагогики и социологии Е.В. Конькиной («Ценностное взаимодействие семьи и УДО в воспитании ребенка») и кафедры педагогики высшей школя А.П. Ереминой («Родительский университет» как форма вовлечения семьи в деятельность образовательной организации»). Анастасия Павловна подробно рассказала об основных формах работы по родительскому просвещению, о формах вовлечения родителей в деятельность образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, а также познакомила собравшихся с основными направлениями деятельности Оренбургского отделения Национальной ассоциации родителей.
Когда-то замечательный детский писатель Н.И. Сладков написал: " …Полюбишь - в обиду не дашь. Уж так человек устроен - что любит, то и защищает".
Об опыте использования краеведческого материала в работе по патриотическому воспитанию рассказала заместитель директора по гражданско-патриотическому воспитанию Э.З. Сусина.
Полюбить можно то, что знаешь, поэтому нашим надежным союзником является кафедра истории. России нашего педагогического университета и Оренбургское отделение Российского исторического общества. Опыт этого сетевого сотрудничества осветила в своем выступлении Т.Л. Большакова.
Второй день вместил в себя еще многое: в рамках него прошел региональный семинар для учителей и педагогов дополнительного образования «Актуальные формы популяризации истории родного края», включивший в себя выступления ведущих историков Оренбуржья профессора С.В. Любичанковского и профессора Е.В. Годововой, просмотр и обсуждение методических возможностей новейшего документального фильма о П.И. Рычкове, заседание родительского клуба.
Заключительный день трехдневного марафона вместил в себя несколько докладов, в ходе которых педагоги нашего Центра обобщали собственный накопленный опыт. С интересом слушали собравшиеся выступление А.В. Паршиной (Психологические механизмы коррекционного воздействия игры в дошкольном возрасте), С.В. Карцевой (Психолого-педагогические аспекты экологического воспитания в начальной школе); Л.А. Сычевой (Развитие познавательных процессов младших школьников в условиях обучения шахматам), Г.И. Ермизиной (Использование театрализованной деятельности с элементами исторической реконструкции, как способа защиты коллективного исследовательского проекта)
Постскриптум: проведенная Неделя была действительно открытой. Дистанционно в ней участвовали представители 34 городских и 42 областных учреждений образования.
География подключившихся говорит о том, что трансляцию слушали и смотрели не только в Оренбурге, но и в Орске, Медногорске, Ясном, Абдулино, Бузулуке ,Тоцком, в сельских школах Пономаревского, Беляевского, Акбулакского, Первомайского, Переволоцкого, Тюльганского районов, в Ивановке и Степановке Оренбургского района – всех не перечислить. И очень радостно, что в чатах были и вопросы, и комментарии. Значит, услышанная информация оказалась интересной, нужной, востребованной. Поэтому мы решили издать все материалы выступлений в специальном сборнике
А настроение, испытываемое сидящими в зале участниками, на наш взгляд, отразились в селфи, сделанном профессором, заведующим кафедрой истории России педагогического университета С.В. Любичанковским.
Научно-популярные фильмы, созданные под эгидой Оренбургского отделения Российского исторического общества. Все фильмы доступны для скачивания на ЯндексДиске: https://disk.yandex.ru/d/CpjzSE_C8A3Yqg
Сертификаты участников II городской открытой Недели психологии и педагогики «Психология и педагогика ребёнка в пространстве родного края» 2023г . можно скачать по ссылке -https://disk.yandex.ru/d/7boGZ0HEQBQ0tg
Видеозапись первого дня конференции 15.02.2023
Видеозапись второго дня конференции 16.02.2023
Видеозапись третьего дня конференции 17.02.2023